Кружок «Цветы — Добра»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области с.Чувашское Урметьево средняя общеобразовательная школа
муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Антипова Л.П.
Дополнительная образовательная программа
 «Цветы Добра»
для детей 7-11 лет
Программа предназначена для образовательных учреждений и направлена на нравственное развитие детей младшего школьного возраста.  Программа позволяет сформировать у детей 7-11 лет, высокий уровень нравственного самосознания, основные культурные и духовные ценности, привить чуткое отношение к окружающей среде. Программа предназначена для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений.
Рецензент Старший преподаватель
кафедры Технологии развивающего
обучения ГОУ СИПКРО Степанова Л.Д.
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задачи программы.
3.Структура, формы и методы занятий.
4. Содержание учебной программы.
5. Список использованной литературы.
6. Приложения.
Пояснительная записка
Социально-нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития в младшем школьном возрасте. Она включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, формирование нравственного поведения, нравственных переживаний и чувств. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у детей уверенности в себе и формированием социальных навыков. Специально организованная в рамках представленной программы познавательная деятельность способствует не только социально-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, но и приводит к совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сферы школьников, развитию нравственных мотивов поведения. Разнообразные подвижные игры, психогимнастические этюды и упражнения, музыкотерапия и элементы арттерапии, сказкатерапии, театротерапии помогают детям получить понятие о социально-нравственных критериях, сформировать национально-патриотические чувства, приобрести знания в области цветоводства.
Цель и задачи программы
Целью программы является формирование нравственных и культурных представлений у детей младшего школьного возраста через ознакомление учащихся с многообразием цветочного царства и красотой цветения, и физиологическими особенностями, которые сформировались в процессе исторического развития под воздействием условий внешней среды. Реализация поставленной цели достигается в процессе решения следующих задач: 1. формирование наиболее позитивных и важных нравственных качеств личности (отзывчивости, трудолюбия, доброжелательности, правдивости, справедливости, ответственности и т.д.); 2. привлечение внимания детей к вопросам охраны природы, повышение интереса к комнатным растениям 3. воспитание у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биологического равновесия на Земле, которое нарушается при неправильном использовании природных богатств. 4. развитие у ребенка общечеловеческих культурно-нравственных ценностей. Данные задачи являются содержанием педагогического процесса нравственного развития и воспитания школьников в образовательном учреждении. Правильно поставленная работа учащихся с цветущими и декоративными растениями помогают им закрепить знания по многим вопросам школьного курса окружающей среды, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.
Структура, формы и методы занятий.
Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня зависит результат их дальнейшего продвижения вперед по жизни. На занятиях проводятся разные мероприятия- беседы, игры, которые основаны на любви и теплоты. Главная цель занятий – воспитывать умение быть Человеком. В начальной школе провести занятие на нравственную тему непросто. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому занятие должно строится на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Подготовка такого вида деятельности требует серьезных усилий педагога, умения общаться с детьми легко, интересно и свободно. Такие занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, устрашения, именно на таком занятии дети не бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях. В такой свободной обстановке и проходят занятия нашего кружка, во второй половине дня дети откровенны, доверчивы своему другу, учителю, где обсуждаются нравственные ситуации. Дети анализируют ситуацию, легко различают добро и зло. Нравственные беседы – это время совместного поиска истины, смысла существования, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни. Тематика нравственных занятий разнообразна: «В человеке доброта-это главная черта» «Цветы в жизни человека» «Цветы приносят радость» «От улыбки хмурый день светлей» «Я люблю, ты любишь, мы любим» «Хочешь иметь друзей – будь вежлив» «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» «Лучшее слово о дружбе» «О жадности и жадных» «О лени и лентяях» «По каким законам должны жить» «Я человек и моё общество» «Мой мир» «Настоящий друг» «Праздник цветов» «Праздник Дружбы» При проведении таких занятий основываемся на следующих принципах: · товарищество · уважение друг другу, к коллективу и к людям · стремление к творчеству · доверие · уверенность в том, что твое дело приносит людям пользу · стремление к доброму человеческому общению Нами разработаны и приняты законы жизни кружковцев: 1.Каждый человек имеет право на ошибку и ее исправление 2.Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека 3.Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту 4.Человек должен учиться дружить и иметь друзей 5.Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи 6.Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей. Для того чтобы легче было адаптироваться к новому коллективу, почувствовать свою значимость в классе создан стенд «Волшебное зеркало». На нем находятся фотографии всех членов кружка, к каждой фотографии прикреплен красивый кармашек. В каждый кармашек пожелания ученикам может положить учитель, член кружка. Сам ученик может положить в кармашек учителю и задать вопрос, который он не может задать вслух. В конце учебного года, при подведении итога занятий нужной и значимой традицией в жизни детей традиция -«теплых писем»: это письмо-поддержка, письмо-сочувствие, письмо-одобрение. Такие письма приятное событие в жизни младших школьников. Вторая часть занятия кружка – это практические занятия, где дети заботливо, с любовью ухаживают за цветами и в помещении школы, и на приусадебном участке. Опыт работы с такой формой воспитательной работы подтверждает, что ребята учатся смотреть на себя глазами других детей, становятся ответственнее и увереннее. Совместные практические занятия способствовали формированию нравственных качеств: милосердие, сострадание, бескорыстие, благодарность, уважение, нежность, скромность. В ходе педагогической диагностики было установлено, что основными качествами, которыми должны обладать люди, по мнению детей являются: -доброта -дружелюбие -вежливое отношение к друг другу -чувство взаимопомощи -товарищество На занятия дети ходят с удовольствием, чувствуют себя радостными, счастливыми, много материалов приносят на занятия, очень активны. Одна из основных задач в нашей жизни – помочь стать счастливыми, уверенными в себе, знающими как вести себя достойно. Нет награды более отрадной, чем знать, что нам удалось добиться стойких изменений к лучшему в жизни ребенка.
Содержание учебной программы
первый год обучения
1.Вводное занятие — 2 часа Ознакомление с видами общественно-полезного труда, массовыми мероприятиями с участием членов кружка. Экскурсия по школе, ознакомление с комнатными растениями.
2.Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека — 4 часа. Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками. Экскурсия на приусадебный участок.
3.Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений — 8часов. Способы выращивания, биологические особенности. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений. Практическая работа. Сбор и изучение строения семени однолетних цветочно-декоративных растений. Выкапывание и посадка цветущих растений в горшке.
4.Биологические особенности комнатных растений -8 часов. Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности. Практическая работа. Знакомство с комнатными растениями. Паспортизация растений, работа со справочной литературой по комнатному цветоводству.
5.Уход за комнатными растениями-10часов Требовательность комнатных растений к температуре, освещению, к воде в связи с биологическими особенностями и временем года. Практическая работа. Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре. Поливка, опрыскивание, подкормка. Приготовление почвенных смесей. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений.
6.Подведение итогов – 2 часа.
Учет результатов работы. Оформление наглядных пособий. Тематический план первого года обучения
Список использованной литературы.
1. Крестникова А.А. Цветы в любое время года.-М.,2008
2. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика, 1998. — №4. — С. 5 -12.
3. Педагогическое диагностирование нравственной воспитанности учащихся /Сост. Т.Е. Макарова. — Самара: изд-во СамГУ, 2000.
4. Песталоцци И. Г. Нравственное воспитание. Избр. пед. соч.: В 2-х т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина – М.: Педагогика, 1981. — Т.2.
5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение,1990.
6. Петровский К.Г. Личность в психологии. – Ростов на/Д.: ТЦ «Учитель», 1996.
7. Петрукович М.Т. Поговорим о нравственности //Сельская школа. – 1999. — №3. – С. 5-11.
8. Фаустова В.В. Цветоводство-М.,2007 9. Янковская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. — М., 1986.
Приложения
Занятие в кружке «Цветоводство» с учащимися начальных классов.
Руководитель кружка: Антипова Лидия Петровна
Ход занятия:
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
 Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для человека.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это? Сердец доброта!
О каком качестве пойдет речь?
Да, сегодня мы будем говорить о доброте.
Почему – то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
Доброта…Добро… Что же это такое? Прочитаем два высказывания.
Ученики (читают плакаты)
« Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное» (Л.Н.Толстой)
«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид» (Драматург В.Розов)
Учитель:
Это человеческое качество высоко ценилось во все времена.
Вспомним пословицы и поговорки о доброте.
Спеши делать добро.
Без добрых дел нет доброго имени.
 Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
От добра добро не ищут.
Доброе слово-половина счастья.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело дороже богатства.
Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Учитель:
А как много слов образовано от слова добро!
на доске изображен «Цветок доброты».
Эпиграф: «Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».
Вспомним о волшебном цветке из сказки В. Катаева « Цветик-семицветик ».
Кому и как помогла девочка? Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? ( Ответы детей.)
 Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?
Действительно, научиться по-настоящему, быть добрым трудно.
Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро.
У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Девочка поёт песню: «Доброта» (сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка.) Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цветка. Доброта – не пряник, не конфета. Припев: Только надо добрым быть И в беду друг друга не забыть. Будет вертеться Земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта о холода согреет. Доброта, как солнце, светит Радуются взрослые и дети. Учитель: Выберите пословицу, отражающую смысл песни. Ученики объясняют смысл пословицы «Красоту уносят годы, доброту не унесут». Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время? Ученик читает стихотворение Л. Татьяничевой Достаётся недешево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог? Этой мерой измеряться Все земные труды, Может, вырастил деревце Иль очистил пруды? Можешь, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Своим мирным трудом? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее — Хорошеть самому. Учитель: Какие пословицы можно отнести к этому стихотворению? («Добрые дела красят человека», «Жизнь дана на добрые дела» и др.) Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы детей.) Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям. Ученик читает стихотворение. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если когда-то кому-то Поможет улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря! Учитель: А.П.Чехов, обращаясь к молодым, писал: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!» Добрые сердца – это сады, Добрые слова – это корни, Добрые мысли – цветы, Добрые дела – плоды. Писатель оставил после себя очень много добрых дел. Он всю жизнь лечил людей, а в свободное время занимался цветоводством. Когда он заболел и врачи прописали ему морской климат, он купил в районе Сочи участок земли и сам обустроил его. Построил дом и засадил участок цветами: розами, пионами. Он считал, что цветы благотворно влияют на человеческую душу, вселяя в него веру, любовь к прекрасному, тягу к жизни. Давайте вернемся к нашему «цветку доброты». Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? (дети приготовили домашнее задание: рисунок цветка в центре которого написаны слова, обозначающие качества доброго человека и прикрепляют свои цветы рядом с «цветком доброты») Какая чудесная получилась цветочная поляна! Цветы на ней обозначают необходимые человеку качества: это милосердие, сострадание, бескорыстие, благодарность, уважение, нежность, скромность. Ребята, нам нужно заботится о своих цветах, которые растут в нашей родной, любимой школе. Чтобы наши цветы радовали, приносили нам только хорошее настроение, создавали уют нужно ухаживать за ними. (практическая работа, уход, полив цветов) Исполнение песни «Если Добрый ты!» Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал Если ясный день, это хорошо, А когда наоборот – плохо. Слышишь, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны. Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот – трудно. С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно… Если песни петь, с ними веселей А когда наоборот – скучно! Завершение занятия со стихотворением: (девиз) В человеке ДОБРОТА! Это главная черта, По законам доброты Жить должны и я, и ты! Учитель: До свидание, ребята! На следующем занятии поговорим о значении улыбки в жизни человека. Домашнее задание: подготовить стихи о улыбке, пословицы, поговорки, песни. Как надо любить ребенка. Советы для заботливых родителей. 1.Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми. 2.Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас их привычек и выходок. 3.Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовит в них неуверенность, станет тормозом в их развитии. 4.Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности. 5.Если мы не научимся радоваться детским успехам. Дети утвердятся в мысли. Что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребёнок может. 6.Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть Ваш взгляд будет открытым и любящим. 7.Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу,взъерошить волосы – ваши прикосновения делают его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребёнок болен, устал, когда ему грустно. 8.Важно не количество времени, проведённое с ребёнком, а качество общения. Надо уметь вдуматься в то, что ребенок хочет, вслушаться в его слова. Законы классного коллектива, что следует понять и знать школьникам Закон правды. Запомни, правда нужна не только тебе, но и ок­ружающим тебя людям. Будь правдив! Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе. Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об этих интересах, нуждах, потреб­ностях. Закон любви. Любовь — одно из древнейших и наиболее ува­жаемых чувств, не стесняйся ее. Закон милосердия. Тебе сегодня хороню, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них! Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай челове­ческое достоинство других. Закон старости. Помни, старость уважается у всех народов, будь цивилизован. Закон свободы. Каждый человек хочет быть свободен. Отстаи­вая свою свободу, не забывай о свободе другого человека. Закон смелости. Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в кол­лективе. Будь смел! 10. Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только на­едине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.