Профилактическая работа в ОО безнадзорности и правонарушений

СИСТЕМА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, БЕСПРИЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Социально-педагогическая профилактика понимается как система мер, направленная на выявление социально-педагогических причин безнадзорности и обеспечение ее преодоления. Учитывая важность профилактики, в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обращается внимание на необходимость первичной, вторичной, третичной профилактики.

Первичная профилактика безнадзорности включает комплекс социальных, психологических, образовательных и воспитательных мероприятий, предупреждающих безнадзорность среди детей и подростков, а также расширение беспризорности и приобщение несовершеннолетних к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности.

Вторичная профилактика безнадзорности, беспризорности и бродяжничества состоит из комплекса социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предупреждающих рецидивные уходы из дома и образовательных учреждений, формирование бродяжничества и зависимости у лиц, эпизодически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, но не обнаруживающих признаков болезни, а также их криминализацию.

Под третичной профилактикой беспризорности и бродяжничества понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов беспризорности, бродяжничества и противоправной деятельности.

Ведущая роль во взаимодействии с субъектами профилактики, а также с общественными и благотворительными организациями, добровольцами и подростком, склонным к безнадзорности, и его семьей принадлежит образовательному учреждению (общеобразовательной школе).

Функциональные обязанности субъектов ОО.

по профилактике

В профилактической работе каждого образовательного учреждения принимают участие: директор школы, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, Совет профилактики, социальный педагог, психолог, классный руководитель (шеф-наставник), учителя-предметники, родители, педагоги дополнительного образования.

Четко определены функциональные обязанности каждого.

Директор школы

Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положении учащихся, состоящих на учете в ПДН МО МВД, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

Заместитель директора по учебной работе

Заботится о получении школьниками базового образования, дополнительные занятия по предметам, корректирует обучение и воспитание на уроке. Посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определение подходов в работе с ним. Создает атмосферу доброжелательности в школе, в детской среде.

Заместитель директора по воспитательной работе

Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты семей. Организует работу с «трудными» подростками, состоящими на учете в ПДН РОВД и их наставниками. Заботится о микроклимате в школе и классах.

Совет профилактики

Осуществляет контроль за реализацией индивидуальной программы работы с учащимся, состоящим на учете в ПДН РОВД, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за её исполнение, оказывает помощь, закрепляет наставников, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростка.

Социальный педагог

Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся. Социальный педагог изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентации подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива, делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности, реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет карту индивидуальной работы с учащимся, состоящим на учете в ПДН.

Школьный психолог / педагог-психолог

Ведет диагностическую деятельность. Изучает индивидуальные особенности личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе.

Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает полученный в результате диагностики материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, что позволяет углубить первоначальный диагноз.

Психолог прогнозирует результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Классный руководитель

Решает задачи разрушения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями, работающими с данным ребенком, коллективом сверстников планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Учителя-предметники

Создают «ситуацию успеха», формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке и во внеклассной работе.

Родители

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, выполнении ребенком режима дня. Оберегают ребенка от нежелательных контактов, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

Педагог дополнительного образования.

Обеспечивает занятость подростка во внеурочное время посредством вовлечения его в кружки и секции. Изучает полезные интересы и способности учащегося. В ходе своих занятий создает «ситуацию успеха» для учащегося.

В случае совершения подростком правонарушения или преступления, образовательным учреждением и отделом образования ведется планомерная систематическая работа по выявлению причин содеянного, проводится поиск, внедрение конкретных методик по работе с данным несовершеннолетним правонарушителем или преступником с целью отчуждения подростка из социально-опасного положения. Социальным педагогом или ответственным за профилактику в образовательных учреждениях на данных детей и подростков оформляются социальные паспорта учащихся, информация в которых постоянно обновляется и представляет собой исследовательские данные в отношении личностных характеристик подростка, перечень видов работы с ним, его семьей и отслеживается результативность деятельности школы с этим учащимся. В личном деле подростка отражена совместная работа всех ведомств профилактики по решению конкретной проблемы.

Кроме того, образовательными учреждениями проводится целенаправленная работа по вовлечению родителей в воспитание своих детей, а если необходимо, то собирается материал на родителей, не выполняющих своих обязанностей в отношении детей, в том числе на лишение их родительских прав. Результаты диагностики и реабилитационной работы образовательного учреждения и других субъектов профилактики с неблагополучными семьями, состоящими на учете в образовательном учреждении и в районном банке данных, отражены в личных делах семей, находящихся в социально опасном положении.

Систематически педагогами ОУ совместно с представителями сельских администраций, родительского комитета, различных субъектов профилактики района проводятся рейды в неблагополучные семьи учащихся. Итоги рейдов подводятся на заседаниях методических объединений классных руководителей, на совещаниях при директоре, на методических объединениях социально-педагогической службы отдела по образованию.

Большую систематическую работу с подростками по профилактике правонарушений проводят учреждения дополнительного образования. В детско-юношеских спортивных школах работают секции атлетизма, волейбола, баскетбола, футбола, легкой атлетики, бокса и др. На спортивные секции привлекаются, в первую очередь, подростки «группы риска».

Вся профилактическая работа строится в тесном контакте со всеми субъектами профилактики на местном уровне и может быть представлена следующим алгоритмом.

Алгоритм работы субъектов профилактики с ребенком (семьей)

1. Поступление информации.

2. Сбор информации и выявление причин возникшей ситуации:

  • беседа с учащимся;

  • беседа с родителями;

  • беседа с классным руководителем;

  • изучение жилищно-бытовых условий;

  • изучение социального окружения (круг общения, занятость в свободное время).

    1. Постановка учащегося (семьи) на учет.

    2. Составление индивидуальной профилактической программы.

    3. Работа по программе с привлечением всех субъектов профилактики.

Оказание помощи:

  • социально-педагогической;

  • психологической;

  • материально-бытовой;

  • юридической;

  • посреднической.

  1. Контроль за исполнением индивидуальной профилактической программы:

  • контрольное посещение семьи;

  • изучение мнения социального окружения ребенка и его семьи.

    7. Снятие с учета ребенка (семьи).

В каждом из представленных шагов алгоритма задействованы те или иные субъекты профилактики.

Распределение функциональных обязанностей субъектов профилактики в работе с учащимся или его семьей (первичная профилактика)

  • Поступление информации

КДН и ЗП, отдел по образованию, образовательное учреждение, ПДН, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, органы опеки и попечительства, отдел по делам молодежи, органы службы занятости, общественные комиссии.

  • Сбор информации и выявление причин возникшей ситуации

КДН и ЗП, отдел по образованию, образовательное учреждение, ПДН, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, органы опеки и попечительства, отдел по делам молодежи, органы службы занятости, общественные комиссии.

  • Постановка учащегося (семьи) на учет

КДН и ЗП, ПДН, отдел по образованию, образовательное учреждение.

  • Составление индивидуальной профилактической программы

Органы социальной защиты населения, образовательные учреждения.

  • Работа по программе с привлечением всех субъектов профилактики

Оказание помощи:

  • социально-педагогической;

  • психологической;

  • материально-бытовой.

Отдел по образованию, образовательное учреждение, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, органы опеки и попечительства, отдел по делам молодежи, органы службы занятости, общественные комиссии.

  • Контроль за исполнением индивидуальной профилактической программы

КДН и ЗП, отдел по образованию, органы социальной защиты населения, общественные комиссии.

  • Снятие с учета ребенка (семьи)

КДН и ЗП, ПДН.

Федеральный закон №120-ФЗ от24.06.1999г. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изменениями на 3 июля 2014 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)

ПОЛОЖЕНИЕ о конфликтной комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ