Азбука «Здоровья»

«Здоровьесбережение учащихся в образовательном процессе»

РФ, Самарская область, Челно-Вершинский район, ГБОУ СОШ с. Чувашское Урметьево
E-mail: lidiya_antipova@mail.ru «Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”, — В.А.Сухомлинский. 1.ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Проблема охраны и укрепления здоровья многогранна и сложна. По мнению специалистов – медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. А возраст от 1 до 15 лет более восприимчив для сохранения будущего здоровья, чем возраст от 15 до 60. По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5 — 3 часов. К этому необходимо добавить и школьные уроки. Малоподвижный образ жизни становится нормой для детей. В достаточной мере этому помогают телевидение и компьютер. В результате – усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т. п. Если ко всему вышесказанному добавить уличный шум, громкую музыку на улице и дома, наушники, сотовые телефоны, неблагоприятные социальные и экономические факторы, экологическую обстановку – в совокупности всё это приводит к различным отклонениям в здоровье учащихся. Учащиеся сильно перегружены как в образовательном процессе, так и при выполнении домашнего задания Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Проблема охраны и укрепления здоровья многогранна и сложна. По мнению специалистов – медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. А возраст от 1 до 15 лет более восприимчив для сохранения будущего здоровья, чем возраст от 15 до 60. По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5 — 3 часов. К этому необходимо добавить и школьные уроки. Малоподвижный образ жизни становится нормой для детей. В достаточной мере этому помогают телевидение и компьютер. В результате – усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т. п. Если ко всему вышесказанному добавить уличный шум, громкую музыку на улице и дома, наушники, сотовые телефоны, неблагоприятные социальные и экономические факторы, экологическую обстановку – в совокупности всё это приводит к различным отклонениям в здоровье учащихся. . Здоровье детей при этом заметно ухудшается, поэтому стало необходимостью применять в работе здоровьесберегающие технологии. Мною ведется работа по следующим направлениям: 1. Традиционные мероприятия воспитательной направленности, нацеленные на формирование потребности в здоровом образе жизни: классных часов, праздников Здоровья, спортивных мероприятий. 2. Работа с родителями: · сбор информации о состоянии здоровья детей через анкетирование родителей; · родительский всеобуч на темы: «Режим дня в жизни школьника», «Разговор о правильном питании», «Компьютер: «за» и «против»; · индивидуальные консультации родителей по результатам медико-психологических обследований учащихся. 3. В школе работает кабинет, где имеются массажёры для стоп, таблицы – офтальмотренажёры. 4. Взаимодействие с медработниками: Практикум «Оказание первой помощи». Беседы с учащимися «Личная гигиена», «Глаза — зеркало души». При организации работы на уроке по сохранению и укреплению здоровья школьников использую следующие формы работы: — физкультминутки, гимнастика для глаз, пальчиков, упражнения, корректирующие осанку, утренняя зарядка; — смена форм деятельности; — дифференцированное домашнее задание. Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в своей практике укрепляю психическое здоровье учащихся, используя: 1. Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей 2. Аутогенную тренировку (самовнушение) 3. Занимательный аутотренинг (опора на вариант занимательного аутотренинга «Игры — обучение, тренинг, досуг» В. В. Петрусинского.) — (индивидуально или в парах, групповой игровой треннинг с элементами соревнования) («Полет на космическом корабле», «Смешинка») 4. Упражнение на снятие нервного напряжения у детей 5. Упражнения на развитие эмоциональной сферы Метод «хохочущих» фотографий (автор – психолог Алексей Чалый) Быть здоровым означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Активно использую в урочной и внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии, строю уроки таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Слежу во время проведения урока за правильностью посадки учащихся, периодически (раз в месяц) меняю их положение в классе по отношению к источнику света, периодически (не менее 1 раза за урок) провожу физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие. В своей работе использую тренажеры (массажные коврики), которые помогают разнообразить физкультминутку и динамические перемены. Применяю на уроке пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мышц руки и тесно связана с развитием мышления и речи детей. В классе имеется игровая стена «Ладошки» для развития кисти рук. Она состоит из нарисованных на стене детских ладоней, которые начинаются от пола и доходят до половины стены так, чтобы учащиеся доставали до верхних ладоней, встав на цыпочки и вытянув руки максимально вверх. Упражнения у стены позволяют в какой-то степени корректировать осанку и искривление позвоночника, снимать утомление в мышцах кисти рук. В организации воспитательной деятельности на уроке учитываю сведения о способах поддержания физического и психологического здоровья учащихся, организую учебно-предметную среду, позволяющую поддерживать нормальную самооценку деятельности учеников, стараюсь обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся на урочную работу, обеспечивая возможность разностороннего восприятия объектов познания через слух, зрение, атмосферу взаимного уважения в коллективе, психологический комфорт (ситуация успеха). Забота о здоровье детей подводит меня к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки – игры, уроки – экскурсии, уроки – путешествия и т.п. В соответствии с видами уроков и методами обучения планирую использование ТСО, средства наглядности, источники информации, а также предусматриваю дифференциацию дидактических средств. Важным аспектом создания условий для функционирования здорового образа жизни считаю не только физические нагрузки, но и необходимость соблюдения норм нравственности и высокой духовности в целом. Честность в поведении, уважение к окружающим, целеустремленность на занятиях – все эти качества считаю неотъемлемым атрибутом обучения и воспитания учащихся. 2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Сохранение и укрепление здоровья учащихся являются перспективными формами оздоровления всего общества. Поэтому забота о здоровье учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка. В современных условиях модернизации российского образования использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий – это непросто моя попытка работать в духе времени, согласно региональной политике, модным тенденциям в образовании. Передо мной — настоящие, живые дети, обучающиеся в классе. Во втором классе (2008 – 2009 учебный год) меня встревожили частота заболеваний и длительность отсутствия учащихся, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, неумение концентрировать своё внимание, а соответственно и невысокая учебная мотивация, и, как следствие, снижение качества знаний. Исходя из выявленных проблем в обучении, особенностей психофизического развития учеников, я выбрала для себя работу по применению здоровьесберегающих технологий как приоритетную. Высокий уровень здоровья, активное долголетие людей – вот наиважнейшая цель любого общества, любого государства. А от чего зависит здоровье народа и каждого отдельного человека? Конечно от его образа жизни и образа жизни окружающих его людей. И каждый человек должен нести ответственность за сохранение своего здоровья. Здоровье – бесценный дар, но не менее важно уметь беречь его, а для этого надо быть грамотным. Откуда у человека здоровье? — от природы и образа жизни человека Где мы живём? — на земле Что нас окружает? -природа 3. ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ. Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Мне хочется видеть моих ребят здоровыми, активными, дружными, успешными в учёбе. Основополагающими принципами здоровьесберегающих технологий являются: — создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса; — творческий характер образовательного процесса; — обеспечение мотивации образовательной деятельности; — построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций; — осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности; — рациональная организация двигательной активности; — обеспечение адекватного восстановления сил; — обеспечение прочного запоминания. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ. 1. Изучение динамики работоспособности организма детей и подростков даёт возможность правильно организовать учебную деятельность и получить желаемый результат, сохранив здоровье ребенка. 2. Организация урока в условиях здоровьесберегающих технологий (физкультурные паузы, смена видов деятельности, использование ярких наглядных пособий, материала по здоровьесбережению, релаксация, музыкальные паузы, создание благоприятного психологического климата, обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения, элементы творчества, эмоциональность и доброжелательность учителя, атмосфера сотрудничества, ситуация успеха, соответствующая возрасту дозировка домашнего задания). За основу для работы со своим учениками я взяла методику, разработанную учёным, врачом и педагогом Владимиром Филипповичем Базарновым. Эта методика не затрагивает материалы учебного процесса, однако меняется подход к обучению. Для создания здоровьесберегающей среды на уроке я использую следующие приёмы: 1. Обучение учащихся в режиме смены динамических поз. Применяю вариант этой технологии без использования специальной мебели – конторок. Поэтому стремлюсь там, где возможно, менять позу детей — во время урока ученики работают то сидя, то стоя, и, даже, передвигаясь по классу. Перевод из одного положения в другое происходит по команде учителя. Но нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. 2. Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру располагаю в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. 3. Методика сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла». В четырех углах кабинета размещаем картинки, схемы, слова, числа, фигуры, правила. Предлагаю ученикам выбрать нужную карточку, составить пары, найти «лишнее», восстановить последовательность. Это упражнение развивает зрительно-моторную реакцию, скорость ориентации в пространстве. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. 4. Методика зрительно-координационных упражнений Схема-тренажер находится на стене: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево-золотистый, восьмерка — ярко-голубым цветом. Глаза учеников отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы. По мнению В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год. 5. Для гармонизации нервной системы, профилактики заболеваний органов дыхания и развития голосового аппарата у детей использую дыхательную гимнастику, а также успокаивающее и мобилизующее дыхание.
успокаивающее дыхание: Вдох — выдох — пауза
4 с — 4 с — 2 с
4 с — 5 с — 2 с
4 с — 6 с — 2 с
мобилизующее дыхание: Вдох — пауза — выдох
4 с — 2 с — 4 с
5 с — 2 с — 4 с
6 с — 2 с — 4 с

6. Самомассаж, в том числе точечный, — улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение, способствует профилактике простудных заболеваний. Проводим массаж рук, ушей, головы, крыльев носа. 7. Элементы цветотерапии и музыкотерапии. Таблицы, схемы оформляю в разных цветах, на доске работаю мелом разного цвета. Красный цвет усиливает мышечную деятельность, укрепляет память, придает бодрость и энергию. Жёлтый — стимулирует зрение, тонизирует нервную систему, улучшает умственные способности. Зелёный — лечит простудные заболевания, укрощает нервозность и раздражительность, обостряет слух. Синий – успокаивает утомлённые глаза и нервы. Прослушивание музыки также благоприятно действует на организм, человек меньше устаёт и выполняет больший объем нагрузки, чем без музыкального сопровождения. Классическую музыку используем на уроках наиболее часто. Она повышает иммунитет, избавляет от тревожных состояний. Самой полезной считается музыка Моцарта. Его произведения рекомендуются при стрессе, головной боли, для эффективного усвоения какого-либо материала, причем эффективны все произведения этого композитора. Определенная музыка может быть фоном для работы, требующей повышенной концентрации, только она должна звучать негромко, еле слышно. 3. Внеклассная работа по формированию потребности в ЗОЖ (уроки здоровья, мероприятия по ПДД и ОБЖ, сотрудничество с социумом, ежегодный выезд учащихся класса в оздоровительный лагерь «Здоровье», «Весёлые старты», дни здоровья, медицинские профилактические осмотры, охват горячим питанием, соблюдение гигиенических требований к учебному кабинету, подвижные динамические паузы, личный пример). 4. Спортивно-массовая работа. Пьер де Кубертен – выдающийся деятель, который является почетным президентом Международного олимпийского комитета, говорил так: «Спорт-это наслаждение, именно он способствует развитию гармонии разума и силы, помогает выработать благородство» Каждый в спорте черпает что-то свое. Для одних это яркое зрелище, для других — средство общения, физического совершенствования и укрепления здоровья. Третьи избирают спорт своей профессией, делом жизни. Но кем бы не стали в будущем, наши дети, спорт должен оставаться верным спутником в труде, в учебе, в творческих дерзаниях. Учащиеся нашей школы ежегодно участвуют в спортивных соревнованиях района, округа и области. За последние годы школа выпустила более 30 перворазрядников по лыжам, 2 кандидата в мастера спорта-Яндулова Татьяна и Яндулова Антонина. Большой вклад в развитие спорта в школе вносят директор школы, учитель физкультуры 8-11 классов Антипов Сергей Николаевич, учитель физкультуры 5-7 классов Антипов Алексей Сергеевич. Они ведут активную пропаганду спортивного образа жизни и в школе, и в семье. В феврале наша школа стала инициатором и организатором открытых районных соревнований по лыжному спринту на призы КФК «ВИКТОРИЯ». Учащиеся начальных классов принимали активное участие в соревнованиях, родители были главными болельщиками. 5. Работа с родителями (совместная подготовка и проведение внеклассных мероприятий, родительская суббота, индивидуальные консультации, родительский лекторий по здоровьесбережению, встреча со специалистами, распространение памяток о способах формирования у детей потребности в ЗОЖ дома). 6. В стадии разработки находится авторская программа «Здоровье» для учащихся начальных классов. 7. В школе сделан информационный стенд совместно с учащимися «Азбука ЗДОРОВЬЯ», в четырёх разделах. Учащиеся, родители и гости на этом стенде могут много узнать о спорте, о питании, о полезных витаминах, о вредных привычках. 5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ.
Комплексный подход по применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволил мне добиться положительных результатов: — основные показатели физической подготовленности в среднем повысились на 1,2%; — снизилось число пропусков уроков по болезни на 29,1%; — 100% охват горячим питанием; — занятость в ДО спортивно-оздоровительного направления – 23,5%; — показатель степени активности и работоспособности с удовлетворительной отметки поднялся до оптимального уровня; — положительная мотивация к обучению поднялась до 92%; — качество знаний повысилось на 18,2%; — успеваемость – на 11,9%. Анализируя опыт собственной работы по данной системе, убедилась в следующем: за время учебы в начальной школе здоровье детей удается не только сохранить, но и укрепить. Применение здоровьесберегающих технологий необходимо и на уроках, и во внеурочное время, что прививает детям и их родителям осознанное отношение к здоровью как к самой важной человеческой ценности. Разработка программы «Здоровье» успешно продолжается в текущем учебном году. «Библиографический список» 1. А.С.Галанов «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» С.-П. речь 2007 2. Л.А.Обухова, Н. А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» М. Вако 2004 3. М.В Антропова «Гигиена младших школьников» М.Знание 1999 4. Журналы «Начальная школа» №12-2008 5. Журнал «Здоровье школьника» №7-2006